И так, можно с точностью сказать, что все слухи о разработке корпорации Sony были явью и плод их творения скоро появится в продаже, а точнее уже этой осенью.

PlayStation VR - очки виртуальной реальности, разрабатываемые практически с момента выхода PlayStation 4, стартуют в продажу по цене 399$ в Соединённых Штатах Америки, скорее всего по 399€ в Европе, а вот ориентировочный ценник в России хоть и задают в 29990 оптимистично настроенные продавцы, но учитывая экономическую ситуацию в стране, огромное количество желающих приобрести новинку и скорый (после выхода PlayStation VR) Новый Год, будем рассчитывать скорее на ценник около 34990 рублей.

Многие могут задаться вопросом "а нафига мне эти очки виртуальной реальности, которые стоят дороже самой PlayStation 4?", но отсюда можно и глубже капнуть, ведь Sony выпускают и обновлённую PlayStation 4 4К, которая будет поддерживать все те же игры, но получит разрешение 4К вместо FullHD, Разработка новой консоли связана как раз с выходом PlayStation VR, ведь очки виртуальной реальности - технология, требующая большие ресурсы и производительность, которые видимо и будут реализованы в новой PlayStation 4.

Конечно стоит понимать, что где-нибудь через год последует версия PlayStation 4 4K Slim или Lite, чуть тоньше и чуть тише работающая (все мы помним PlayStation 3). Все это - маркетинг. Так что если очки PlayStation VR - это не для Вас, то будьте спокойны, играйте в PlayStation 4 не 4К, а всех остальных приглашаем к обзору PlayStation VR!

Очки виртуальной реальности от Sony - PlayStation VR

PlayStation VR ещё с самого первого анонса крестили самой недорогой версией очков виртуальной реальности, связано это не с её характеристиками или функционалом - нет, а с тем, что она разрабатывалась для игровой консоли и аналогов в этом плане в мире ей не существует. Ведь чтобы полноценно юзать Oculus Rift, к примеру, потребуется достаточно мощный ПК, достойно собрать который при нынешнем курсе не получится дешевле тысяч 150-200 рублей.

PlayStation 4 же обходится покупателю менее чем в 30000 рублей, вмещая в себя при этом мощный восьмиядерный процессор, а новая версия с 4К будет ещё шустрее и производительнее. Отсюда делаем вывод, что эта игровая консоль является самым бюджетным вариантом для полноценной поддержки очков виртуальной реальности, а учитывая, что платформа впринципе разработана для игр, это открывает множество перспектив для разработчиков, которые готовят к выходу PlayStation VR сотни игроных новинок с виртуальной реальностью.

Кстати, что стоит отметить, так это то, что по аналогии с Sony DualShock 4 PlayStation VR скорее всего так же получат совместимость с ПК, пусть для этого и придётся попотеть IT-акулам.

Но это все в кратце... Давайте посмотрим очки вживую!


Что позволят Sony PlayStation VR их обладателю?

Несомненно, ощутить игровой мир по-новому! Эта технология позволит погрузиться в игровой процесс с головой, ведь одевая очки-шлем PlayStation VR и вооружаясь контроллерами PlayStation Move или DualShock 4, Вы переходите в самый эпицентр игрового события, где уже тяжело различить реальность от трехмерности!

С PS VR Вы окажитесь внутри игрового мира. При чем для этого Вам совершенно не понадобится телевизор! Очки виртуальной реальности проецируют для их носителя гигантский экран консольного меню и игрового режима, даже если запущенная игра не поддерживает виртуальную реальность!

Просто включите PlayStation 4, оденьте PlayStation VR, и в трёх метрах от Вас появится собственный домашний кинотеатр, который вы сможете использовать под все процессы, которые ранее осуществляли с помощью телевизора.

И конечно, после 3D-просмотра фильмов в PlayStation VR, Ваши старые 3D очки лягут на полку, ведь PS VR - это не только изображение, но и трехмерный звук с эффектом присутствия!

Кстати, пока Вы играете в очках, не забудьте включить ТВ и показать друзьям или родным, что происходит в "Вашем мире", просто включите трансляцию на экран!

Данная функция особенно понравится блоггерам и стримерам, которые любят в режиме онлайн транслировать свой игровой процес, ведь то, что будет происходить с ними и то, что они будут испытывать, с их голосовым сопровождение и криками с помощью трансляции услышит и увидит весь мир!

Забыл уточнить, играть в виртуальной реальности будет возможно и совместно! А как же!)

Кстати, они определённо стильнее, чем аналогичные разработки.

Технические характеристики PlayStation VR.

Представители компании Sony на презентации обещали всем пользователям без исключения максимально комфортный процесс игры, благодаря множественной настройке PlayStation VR под размеры головы, а так же легкому весу этих очков виртуальной реальности.

К техническим характеристикам, известным на данный момент, можно отнести следующее:

Наличие OLED экрана диагональю 5.7 дюймов

Разрешение 1920 x RGB x 1080 (960 x RGB x 1080 для каждого глаза)

Частота обновления 120 Гц, 60 Гц

Угол обзора около 100 градусов

Наличие гироскопа и акселерометра

Порты для подключения HDMI и USB

В комплект с PlayStation VR уже будут входить 2 контроллера PlayStation Move.

При появлении больших подробностей мы обязательно дополним данную информацию.

Хочется сказать, что команда ИгроРай, присутствовавшая на ИгроМире 2015 воспользовалась возможность лично протестировать PlayStation VR, что несомненно вызвало бурные и яркие эмоции, а эффект от этих очков виртуальной реальности перебил впечатление от ранее протестированных аналогов для ПК.

Возможно кто-то не согласится с нашим мнением и скажет, что вариантов игр и различных разработок для ПК будет больше, - да, несомненно, но тогда вспомните о последующей возможности поддержки PlayStation VR и ПК, а так же ориентировочную стоимость необходимого системника и монитора для полноценного ПК с поддержкой любых очков VR.


Следите за новостями от ИгроРай и будьте вкурсе!

Попытки полностью погрузить игроков в компьютерную вселенную предпринимались с конца 70-х: компания Atari даже ненадолго создала собственную лабораторию по изучению виртуальной реальности.

После этого было еще много смелых экспериментов: от бешено дорогих игровых автоматов до экзотических домашних консолей вроде Virtual Boy от Nintendo и парадоксальных гаджетов вроде перчатки Power Glove.

Во время загрузки произошла ошибка.

Короче говоря, виртуальной реальности хотелось давно и всем. Однако условия сложились только недавно: качество графики на ПК и современных консолях достигло такого уровня, что их то и дело путают с реальностью редакторы серьезных новостных компаний.

PlayStation VR: как все устроено

Установка PlayStation VR - комплекта виртуальной реальности для одноименной игровой консоли от Sony - занимает 20-40 минут (зависит от опыта). Каких-то особенных сложностей нет, просто очень много проводов.

PlayStation 4 подключается к телевизору обычным HDMI-кабелем, но виртуальная реальность устроена сложнее: в комплекте со шлемом поставляется процессорный модуль, похожий на сплиттер, только не с одним, а с двумя входами HDMI - по одному на каждый «глаз» шлема.

У шлема классный футуристичный дизайн, он удобный. Крепится одним движением и не мешает получать удовольствие.

Богдана Серебриян

Переходник питается от отдельного кабеля, а еще для работы с PlayStation VR понадобится подключить к шлему отдельную стереогарнитуру.

Кроме того, для некоторых игр потребуются еще два контроллера Move с камерой в придачу. И, разумеется, все это предстоит корректно откалибровать в меню самой PlayStation.

Поначалу захватывает дух

Первые несколько секунд внутри PlayStation VR испытываешь смесь священного ужаса и детского восторга. Причем восторг испытываешь даже в случаях, когда речь идет о неинтерактивной сцене из Resident Evil 7, где игрока заживо съедает женщина-демон.

Очень хочется почувствовать себя космонавтом на МКС: увидеть, как выглядят восходы и закаты на орбите. Получить такую игру было бы круто!

Дмитрий Швеенков

Между игроком и игрой больше нет препятствий, расхожий журналистский штамп про «погружение в игру с головой» становится буквальным: от монитора еще можно отвернуться, а здесь картинка транслируется напрямую в мозг, а два экрана создают захватывающий стереоэффект.

PS VR аккуратно считывает наклон головы и как результат - чувство присутствия не разрушает ни легкая размытость картинки, ни придурковатая анимация героев, которая вдохновляет пародии на YouTube.

Особенно это заметно на примере Eagle Flight, симулятора орла от создателей последних частей Far Cry. Графика в этой игре похожа скорее на трехмерный мультфильм и далека от фотореализма, но внутри орлиной головы об этом даже не вспоминаешь. Вместо этого хочется самозабвенно парить над оставленным человечеством Парижем, ловить жирную рыбу в позеленевшей Сене и выяснять отношения с дерзкими летучими мышами на Эйфелевой башне.

Виртуальная реальность укачивает

Виртуальная реальность изящно уравновешивает большинство сопутствующих недочетов. Легкую неуклюжесть контроллеров с датчиками движения мастерски обыгрывают в сатирической Job Simulator.

Даже игры совсем консервативных жанров - вроде виртуальных тиров и симуляторов танков - смотрятся фантастически правдоподобно и реалистично внутри шлема. Если, конечно, не подведет вестибулярный аппарат: у многих начинает кружиться голова.

Один мой знакомый даже решил вернуть устройство в магазин: организм отказывался приспосабливаться к условиям виртуальности. Другой знакомый - лицензированный автогонщик, но и это его не спасло: перегрузки внутри PS VR оказались тошнотворнее поездки по сложнейшей трассе Нюрнбургринг.

После игры ощущение, что проснулся в неудачной фазе сна. Я поиграла 40 минут и весь вечер ходила с легкой тошнотой.

Богдана Серебриян

Мне удавалось выдерживать интервалы минут по двадцать, после чего приходилось делать перерыв - примерно так же укачивает тех, кто вглядывается в экран смартфона на пассажирском сиденье автомобиля. Люди покрепче могут держаться часами: так, игровой журналист, любитель дикого отдыха Алексей Макаренков сумел просидеть внутри шлема 7 часов с двумя перерывами, но и ему потом пришлось невесело - «кружилась голова, болел желудок, короче, чуть не сдох».

Разработчики игр, кажется, готовились к этому и стремились сгладить эффект морской болезни. В некоторых играх повороты корпуса героя осуществляются рывками, и дело не в ограничениях железа: даже от сравнительно плавного движения вперед начинает мутить, а уж резкий поворот всего виртуального тела в сторону мог бы довести до беды и расстройства желудка.

То самое ощущение когда мозг пытаются обмануть. Первые минуты, когда ты, допустим, «научился летать», очень воодушевляют!

Дмитрий Осадчук

Впрочем, такие эффекты в основном характерны для игр, где нужно передвигаться при помощи контроллера. Там, где нужно просто вертеть головой, укачивает реже или не укачивает совсем. Поэтому идеальной игрой для PS VR оказывается Eagle Flight: плавность движений парящей птицы не только не вызывает ощущения качки, но и как-то умиротворяет.

Стоит ли брать?

Всё указывает на то, что игровая реальность - это будущее индустрии развлечений. Будущее, которое не то что стоит на пороге, а просунуло ногу между дверью и косяком, и не планирует уходить: в технологию вкладываются серьезные компании вроде Facebook, Sony, Samsung и много кто еще.

Результаты опросника устроителей крупнейшей индустриальной конференции GDC свидетельствуют, что интерес к теме среди разработчиков игр за последний год вырос в полтора раза, а на самой GDC в этом году пройдет отдельный двухдневный VR-форум.

Во-вторых, для PS VR вышло много симпатичных игр, но большинство из них - далеко не первой величины: первым крупным блокбастером с поддержкой шлема стал Resident Evil 7, проектов сопоставимого масштаба в ближайшие месяцы не предвидится.

Когда тебе предлагают попробовать новинки в игровом VR от PlayStation, никак не ожидаешь получить графику уровня пятилетней давности. Сильно зависит от игры, но ни одна из них не впечатлила проработкой визуализации и качеством картинки.

Дмитрий Осадчук

Каждая игра стоит в среднем полторы-две тысячи рублей, да и PlayStation Move с камерой продаются отдельно. Сам шлем при этом стоит 35 000 рублей, что гораздо дешевле, чем Oculus Rift или HTC Vive, но только при условии, что у вас уже есть PlayStation 4, а ваш интерес к виртуальности ограничивается играми, доступными в PSN.

PlayStation VR позволяет испытать невероятный опыт, но пользоваться им на этом этапе развития - примерно то же самое, что покупать мобильный телефон в середине 90-х: громоздко, дорого, плюс тошнота и головокружение.

Будущее наступило: по дорогам ездят электромобили, оплатить «Роллтон» можно с помощью iPhone, а развлечения происходят в другой реальности. После череды переносов все три шлема (HTC Vive, Oculus Rift и PlayStation VR) наконец-то появились на рынке. Ждавшие чуда люди столкнулись с жестокой правдой: виртуальная реальность далеко не так хороша, как рисовало воображение.

Желая поскорее уйти из нашей реальности с ее нестабильными курсами валют и дешевой нефтью, мы принялись распаковывать PlayStation VR . Если посмотреть на презентационные фотографии, а потом на содержимое коробки, то можно заметить разительные отличия: на рекламных изображениях проводов либо нет совсем, либо они тщательно спрятаны. Но кабели никуда не делись. И вы даже не представляете, сколько их тут на самом деле.

По мере извлечения всех прибамбасов из коробки кабелей становится все больше и больше. Один HDMI, второй, microUSB, потом длиннющий провод, на этот раз двойной. И на дне наконец-то лежит сам шлем - не поверите, тоже со шнуром. А еще здесь большая аппаратная приставка с внешним блоком питания. Также не забывайте о фирменной PlayStation Camera, которую нужно покупать отдельно (120 рублей). Она, естественно, проводная.

Ваша комната будет напоминать каморку системного администратора: всюду скрученные кабели, за которые так легко зацепиться ногами. При аллергии на провода или красивом интерьере даже не думайте о PlayStation VR: шнуры повсюду, спрятать их некуда.

Модуль, через который идет подключение проводов

Подключение происходит элементарно. Во-первых, кабели пронумерованы, во-вторых, есть понятная инструкция. Шлем присоединяется не напрямую к PlayStation 4, а к отдельному модулю, который передает сигнал на телевизор. Таким образом, окружающие видят то же, что и вы. Именно к блоку идет столько проводов.











Шлем выглядит космически. Его и музыканты из Daft Punk носили бы, наверное. Конструкция кажется довольно хлипкой: передняя часть крепится к ободу только в одном подвижном месте, а при регулировке пластмасса опасно хрустит. Играть можно не снимая очки: пространства для них хватает. Но PlayStation VR должен плотно прилегать к лицу, и линзы иногда давят на стекла очков - от этого на носу быстро появляются следы.

В целом устройство хорошо садится на разные головы, хотя одна проблема все же нашлась. При взгляде вниз видна полоска света - как ни регулировал и ни затягивал шлем, полностью закрыть обзор не получилось. Другие люди такого недостатка не обнаружили (надо щеки отъедать, значит). Но в процессе игры это совсем не мешает. Шлем нужно отрегулировать максимально точно. Размытие картинки и «туман» появляются именно из-за некорректной посадки устройства на голове.

При первом запуске PlayStation VR удивляет и разочаровывает одновременно. Удивляет тем, что вот оно - будущее. Шлем доступен не в каких-нибудь тестовых лабораториях или на презентационных выставках, виртуальная реальность теперь стала технологией для домашнего использования. Предметы и окружение в VR действительно выглядят объемными - кажется, что их можно потрогать. В гонке Driveclub, наклонившись, вы как будто кладете подбородок на руль, а в рельсовом хорроре Until Dawn: Rush of Blood все время хочется заглядывать за спину: мало ли кто там подкрадется. Эффект присутствия не стопроцентный, но очень сильный.

Интересно сделана футбольная аркада Headmaster. Летящие мячи нужно забивать головой, набирая очки за попадания в отметки. Шлем легкий, шея от движений не устает, однако не чувствуется сила удара. Для некоторых игр - например, симулятора офисного работника Job Simulator и Until Dawn - желательно обзавестись контроллерами PlayStation Move (приблизительно по 80 рублей за штуку, в комплект не входят).

Важно понимать, что PlayStation VR, равно как и HTC Vive с Oculus Rift, - это первые массовые устройства подобного рода и в них слишком много компромиссов. Вспомните первые смартфоны: Android безбожно тормозил, iPhone не умел снимать видео. С каждым новым поколением гаджеты становились все совершеннее. То же самое ждет и шлемы VR, поэтому не стоит заранее ставить крест на самой технологии.

Конкретно к PlayStation VR претензии следующие.

Во-первых, отвратительное разрешение (960×1920 на каждый глаз). Пиксели видны, и для этого не нужно всматриваться: дисплей находится вплотную к глазам, квадраты не скрыть.

Во-вторых, тут, кроме разрешения, ужасна еще и графика в играх. Для выдачи качественной картинки обычной PlayStation 4 не хватает мощности, а под PlayStation 4 Pro проекты еще не адаптированы. На данный момент без разницы, на какой консоли играть в VR.

В-третьих, шлем сильно влияет на самочувствие. Даже если вы спокойно ездите на американских горках, часами не слезаете с качелей, можете с закрытыми глазами кататься на круговых аттракционах, то в PlayStation VR вас, скорее всего, все равно сильно укачает за полчаса игры. Скорость наступления неприятных симптомов и их сила зависят от проекта: чем он динамичнее, тем быстрее появятся признаки тошноты.

За головоломкой Tumble VR легко получится провести минут 30-40, но после пары боев в EVE: Valkyrie или танковом экшене Battlezone хочется немедленно снять шлем и подышать свежим воздухом. Постепенно организм привыкает к новым ощущениям, позволяя играть чуть дольше.

Еще одна серьезная проблема шлемов виртуальной реальности, в том числе и PlayStation VR, - это игры. Их практически нет. Гонка Driveclub, тир Until Dawn: Rush of Blood, хоррор Here They Lie, парочка аркад - все это забавно, но не стоит своих денег. Равно как и нет смысла покупать ради таких игр шлем. Достаточно скачать бесплатный набор демоверсий, чтобы оценить возможности PlayStation VR.

Как обычно играют в игры на консоли? Вернулись домой после работы (тренировки, встречи, свидания), захотелось отдохнуть - включили шутер или рейсинг и засели на полтора-два часа перед большущим телевизором. С PlayStation VR такой сценарий не пройдет. Надень шлем, смотри на пиксели, жмурься от светлых тонов, которые почти что выжигают сетчатку, и на всякий случай поставь на колени тазик. Игра в виртуальной реальности не позволяет отдохнуть, она только сильнее нагружает уставший после насыщенного дня организм.







Sony выпустила любопытный аттракцион. На неделю-полторы устройство может увлечь, но потом захочется просто сесть перед обычным телевизором и нормально поиграть или посмотреть фильм. Революция пока не случилась. Интересно, что будет с VR дальше и какое применение этой технологии найдут разработчики. Сейчас полет фантазии разбивается о технические ограничения: в играх мало интерактивных объектов, картинка времен дебюта PlayStation 3, геймплей скудный.

Когда будут устранены проблемы с разрешением, графикой, укачиванием, километрами проводов и непосредственно играми, тогда и поговорим о прорыве в индустрии развлечений. Пока же VR сродни 5D-кинотеатрам: ради любопытства можно зайти в такой в торговом центре, но никто ведь не покупает эту кабинку себе домой. Предположим, что шлем PlayStation VR будет популярен в прокате. Опробовать виртуальную реальность стоит. Покупать - нет. Особенно за 1040-1050 рублей - столько стоит шлем в Беларуси.

Оценка Onliner.by

Развлечение на несколько дней. Всерьез не затянет, но подарит свежие ощущения. Нужно ждать исправления ключевых недостатков, а на это уйдет не меньше 2-3 лет.

Нравится

VR стала общедоступной

Более низкая цена по сравнению с Oculus Rift и HTC Vive

Новые впечатления гарантированы

Не нравится

Сильное влияние на самочувствие

Много проводов

Слабая графика

Низкое разрешение

PlayStation Camera не входит в комплект

Очень желательно купить PlayStation Move

Дешевле конкурентов, но все равно дорого

С PlayStation VR в редакцию приехала PlayStation 4 Pro . Один из аргументов в пользу консолей вместо игровых компьютеров рухнул: уже нельзя купить приставку и забыть об апгрейде железа на 6-7 лет. Или все-таки можно?

Sony и Microsoft отлично понимают непростое положение, в котором они оказались. С одной стороны, приставки едва дошли до середины жизненного цикла (Xbox One и PlayStation 4 появились в конце 2013 года). И почти сразу стало ясно, что они, мягко говоря, «не торт» в плане железа. Да, нельзя напрямую сравнивать характеристики компьютеров и приставок. Это как выяснять, что мощнее: грузовик или суперкар. Мощности бывают сопоставимы по лошадиным силам, но предназначение будет совершенно разное. Однако один факт не подлежит сомнению: ни Xbox One, ни PlayStation 4 не тянут в играх разрешение Full HD при 60 кадрах в секунду, и это проблема. Ситуация особенно удручает на фоне появления телевизоров и мониторов с 4K-разрешением.

Поэтому японцы и американцы решились на выпуск более мощных версий приставок. С условием, что все игры должны идти как на обычных консолях, так и на их улучшенных вариантах. Ключевые преимущества новых систем - поддержка 4K, HDR и увеличенная производительность, что повысит количество кадров в секунду и сделает графику красивее. Microsoft выпустит загадочный Project Scorpio к Рождеству 2017 года, а Sony подсуетилась и уже продает PlayStation 4 Pro.

Во время презентации многим пользователям обновленная консоль не понравилась из-за ее внешнего вида. Решение «приклеить» еще одну панель немного странное (ходили шутки, что PS5 будет четырехслойной), однако в реальности консоль смотрится вполне симпатично. Sony никак не наиграется с кнопками включения и выброса диска: в первоначальной PlayStation 3 они были сенсорными, в Slim их сделали обычными, в PlayStation 4 они вновь сенсорные, а в PS4 Slim и Pro - опять физические.

Порты стандартные: сзади расположились HDMI, LAN, интерфейс для PlayStation Camera, оптический выход и дополнительный разъем USB - теперь их три. Sony вновь не решила проблему с USB. Фронтальные порты утоплены внутрь между узкими половинками консоли, и толстые флешки не входят до конца. Кабель питания стал массивнее. Разъем - как на компьютерные блоки питания - сразу видно, что приставка мощнее обычной и требует больше энергии (310 Вт против 165 Вт в PS4 Slim).

Изменения внутри куда серьезнее. Процессор разогнали с 1,6 до 2,1 ГГц, графику тоже улучшили - 36 вычислительных ядер вместо 18. Частоту подняли с 800 до 911 МГц. Общая производительность увеличилась более чем в два раза: было 1,84 терафлопса, стало 4,2. И Slim, и Pro наконец-то получили поддержку Wi-Fi-роутеров с частотой 5 ГГц.

Планируется, что новые игры будут сразу поддерживать дополнительные возможности PS4 Pro. Ряд уже вышедших проектов получил увесистые патчи, которые подтягивают разрешение и вносят улучшения в картинку. Заметить это на телевизоре с Full HD реально, но иногда надо постараться.

Картинка в некоторых местах более детализированная, хотя принципиальных отличий нет. Например, разница между оригинальными играми с PlayStation 3 и их ремастерами на PS4 куда более явная. Там что обновленная GTA 5, что сборник Uncharted выглядят значительно лучше.

Запуская игру на PS4 Pro, подсознательно ждешь такого же технологического прыжка. Однако свежая консоль - не новое поколение, и об этом нужно помнить. PlayStation 4 Slim, начинка которой идентична «толстушке», поступила в магазины в сентябре, и Sony не отказывается от базовой приставки. Она тоже должна приносить компании деньги.

Большая разница в картинке между PS4 Slim и Pro не особо выгодна японцам. Так что обычную PS4 еще рано списывать со счетов. Для телевизора с Full HD вполне достаточно PlayStation 4, хотя Pro приносит свои плюсы. Некоторые игры будут идти при 60 кадрах в секунду на экранах с Full HD. А вот с 4K вышел облом. Разрешение-то поддерживается, но это не родное 4K, а просто растянутое с 1080p. Трагедию из этого делать не стоит. На телевизорах с форматом Ultra HD картинка все равно будет превосходной, а настоящее 4K пока что требует слишком больших ресурсов. При этом Uncharted 4: A Thief’s End работает в настоящем 4K, но на 30 кадрах в секунду, либо в растянутом разрешении с 60 fps.

Еще одним важным нововведением стала технология HDR, которая позволяет выжать больше мелочей из темных областей картинки. Но для этого опять же требуется телевизор с поддержкой данной функции. Она не жизненно необходима, но изображение в самом деле становится приятнее - более ярким и детализированным.

Что покупать: обычную PlayStation 4 или Pro? При наличии 4K-телевизора, безусловно, стоит брать топовую приставку: под это разрешение консоль в первую очередь и создавалась. Если навороченного экрана нет, но хочется чуть улучшенную картинку и больше кадров в секунду, то снова интереснее выглядит Pro. Если же PlayStation 4 уже есть, то можно обойтись и без флагманской системы.

По крайней мере, в текущих играх нет столь весомой разницы. Сильнее всего преобразился шутер Battlefield 1, у других проектов отличия не такие серьезные. В связке PlayStation + VR мощная консоль почти что необходима. Обычной PS4 едва хватает для виртуальной реальности, а Pro сможет в дальнейшем раскрыть потенциал технологии.

Нравится

Мощность выросла вдвое

Дополнительный порт USB

Поддержка Wi-Fi в диапазоне 5 ГГц

Приемлемая стоимость

Не нравится

4K-разрешение не нативное

90% флешек так и не влезают в USB-слоты

Благодарим магазин «Геймпарк» за предоставленные для обзора шлем PlayStation VR и приставку PlayStation 4 Pro.

Виртуальная реальность – один из интереснейших моментов 2016 года, и Sony решила бросить вызов HTC, Oculus и Samsung – запустив собственную персональную гарнитуру для PlayStation, получившую название PlayStation VR. Он работает как с оригинальной PlayStation 4, так и с новой, более мощной PlayStation 4 Pro.

Введение

Oculus Rift и HTC Vive требуют наличия мощного ПК. Sony PlayStation VR только требует PlayStation 4. Sony сделала обязательным для всех разработчиков игр, чтобы все игры работали как с PS4 / Slim, так и с PS4 Pro, поэтому вне зависимости от того, какая консоль у вас есть, вы можете наслаждаться VR.

PS VR использует стандартную PS-камеру, которая была доступна для PS4 в течение некоторого времени. Sony также повторно использует контроллеры Move, которые были доступны в течение нескольких лет. С одной стороны, это похвально то, что Sony возрождает аксессуары, совместимые с новым устройством. С другой стороны, это немного пахнет устаревшим. Однако давайте посмотрим поближе.

Легче начать работу с PS VR, чем HTC Vive и Oculus Rift, но вам все еще нужно знать о некоторых вещах. Во-первых, PS VR не поставляется с необходимой камерой или контроллером PS Move, так что, либо вам нужно приобрести обширный комплект или купить эти вещи отдельно. Вы можете использовать обычный контроллер DualShock, но, если вы хотите немного больше свободы, вам потребуется PS Move.

Общая стоимость PS4 Pro, PS VR, камеры и контроллеров составляет:

PS4 Pro: 400 долл. США / 400 евро

PS VR: 500 долл. США / 450 евро

Камера PS4: 50 долларов США / 50 евро

PS Move: 80 долларов США / 80 евро

Итого (приблизительно): 1000 долл. США / 950 евро

Для сравнения: HTC Vive требуется мощный компьютер, который легко обойдется вам в 1300-2000 долларов. Конечно, ПК более универсален, поэтому это не честное сравнение, а просто идея.

Первые впечатления

В коробке PS VR вы найдете демонстрационные диски, которые содержат несколько игр.

На передней панели я заметил группу синих диодов, которые используются камерой для отслеживания гарнитуры, а на задней панели находятся те же самые синие диоды, чтобы камера могла точно отслеживать ваше движение на 360 градусов. Кабель, который соединяет мини гарнитуру расположен с левой стороны вместе с разъемом mini-jack для подключения наушников. Поскольку ремень занимает много места, возможно, не удастся использовать все типы HiFi-наушников, но вы в принципе можете использовать любой тип аудиоустройств.

Несмотря на то, что пластик на головном ремне и гарнитуре кажется достаточно прочным, трудно не беспокоиться. Часть, которая держит гарнитуру и ремешок, выглядит немного слабой и хлипкой. Похоже, что это не вызвало проблем у первых покупателей, так что, возможно, не о чем беспокоиться.

Контроллеры

PS VR поддерживает стандартный контроллер PS4 DualShock и, если вы решите использовать его, игры синхронизируют движение правой и левой руки в виртуальном пространстве, что выглядит не лучшим образом. Я рекомендую вам рассмотреть контроллеры Move для игр.

Способ отслеживания вашего движения в PS VR – камера, которая отслеживает светящиеся синие диоды на контроллере и гарнитуре. Контроллеры Move будут светиться фиолетовым и красным цветом, что позволяет камере сопоставлять их с левой и правой рукой. Контроллер PS4 DualShock имеет поле синего света, которое камера может отслеживать, но, к сожалению, не очень точно.

С эргономической точки зрения я никогда не был большим поклонником контроллера DualShock, потому что он слишком мал для моих рук. Контроллеры Move имеют те же четыре характерные символьные кнопки, что и стандартные контроллеры, и кнопка PS в центре. Кроме того, кнопки «Share» и «Option» скрыты на боковой стороне джойстика, что делает их очень труднодоступными. Кнопка «Option» часто нужна в VR, потому что она используется для переориентации изображения всякий раз, когда камера путается – это происходит часто. Опять же, не лучшее дизайнерское решение от Sony.

Более вопиющая проблема с контроллером Move и его «старой» технологией заключается в том, что она никогда не была предназначена для того, чтобы быть достаточно точной. Перемещение меню с помощью контроллера недопустимо, потому что точность низкая. Камера также имеет тенденцию терять отслеживание контроллеров. Единственное исправление – это выйти за пределы поля зрения камеры.

Контроллер Move также существовал в PlayStation 3 в версии, которая состояла из отдельного контроллера навигации. С текущим решением для PS VR трудно сочетать отслеживание движения и отслеживание рук.

Разрешение, оптика и качество изображения

Ни одна из существующих VR-гарнитур не имеет экранов с высоким разрешением. PS VR может немного отставать как от Oculus, так и от Vive с его разрешением Full HD, но есть несколько различных факторов, которые следует учитывать. Во-первых, Sony использует только один экран в разрешении Full HD, но у него больше субпикселей, чем у Oculus и двух экранных реализаций HTC, которые используют тип субпикселей из пентильных алмазов. В большинстве случаев очевидно, что разрешение немного занижено. Объекты и текст выглядят иногда не в фокусе. У меня было постоянное желание полировать линзы в гарнитуре. Разрешение становится проблемой, если разработчику игры не удалось реализовать надлежащее сглаживание или если разработчик пытается делать то, что требует более высокого разрешения. Хорошее сглаживание может часто компенсировать тот факт, что имеется слишком мало пикселей для адекватного отображения, например, горизонта.

Сглаживание помогает достаточно хорошо, но не может полностью исправить проблему с нечетким текстом.

Линзы в PS VR не имеют физических возможностей настройки, но вы можете отрегулировать расстояние между глазами через автоматизированный процесс с помощью камеры PS4.

Эффект screendoor не был проблемой PS VR.

Дисплей OLED в PS VR может обновляться с частотой до 120 Гц, что обеспечивает полностью гладкое видео, и поскольку разрешение ограничено Full HD, аппаратное обеспечение поддерживается и не пропускает ритм. Sony заявляет, что PS4 Pro предложит еще лучшие снимки VR, чем стандартный PS4. Тем не менее для каждой игры нужен программный патч, чтобы иметь возможность использовать дополнительные мощности в PS4 Pro.

Дисплей OLED в PS VR не воспроизводит HDR (или широкую цветовую гамму), так что даже если эта функция доступна на всех консолях PS4, вы не можете использовать ее в VR.

Игры

Для обзора была хорошая партия игр и демоверсии различного рода.

Вы можете купить игры прямо из PlayStation Store и загрузить их на свой PS4, что, безусловно, является одним из преимуществ этой системы. В VR есть большой потенциал, что игровые студии вернутся к старым добрым временам, когда почти у каждого названия есть демо, чтобы попробовать перед покупкой.

Некоторые из игр VR, которые были установлены на моей PS4, были: Rez Infinite, Headmaster, Before the dawn: Rush of Blood, Eve: Valkyrie, Battle Zone, Super Stardust Ultra, Driveclub, Hustle Kings, PlayStation VR Worlds, The Playroom, Resident Evil Kitchen.

Игра «Лондонское ограбление» – шутер от первого лица, в среде гангстеров, которая напоминает фильм Снача, включая плохого парня, который имеет сходство с Bricktop. В этой игре вы используете контроллеры Move, чтобы стрелять в других плохих парней (вы приспешник), чтобы выполнить задачу по похищению алмаза.

«Danger Ball» – это трехмерное возрождение оригинального понга, в котором ваша голова является веслом (дети любят его), а «Odyssey» Scavenger’а помещает вас в какую-то странную космическую прогулку, где вы прыгаете с одного фрагмента астероида на другой. «Luge» – это гонка на горных досках по дорогам.

«Rush Of Blood», «Here They Lie» и «Resident Evil» – все это часть жанра ужасов, и нет никаких сомнений в том, что VR придает ужасу дополнительные ощущения страха. Мне хотелось бы попробовать такие игры, как Batman, Tethered, How We We Soar, Robinson: The Journey, Battlefront Star Wars, Eagle Sky.

Помимо 3D VR, PlayStation VR также может воспроизводить стандартные PS4-игры в так называемом «синематическом режиме», который, по сути, проецирует гигантский экран в виртуальное пространство (где находится камера).

Заключение

Основным преимуществом PS VR является программная платформа, которая строится на Sony PlayStation.

Относительно низкая стартовая цена гарантирует, что каждый, у кого есть PS4, может начать игру с VR примерно за 500 долларов (или около 750 долларов США, включая PS4). PlayStation VR от Sony не столь технически развита, как HTC Vive.


Я сижу на бежевом диване в большой светлой комнате. Творческий беспорядок. Огромный черный рояль. Книжные полки до потолка по периметру. Разбросанные ноты. Пепельница с тлеющей сигаретой. Неуверенно подхожу к роялю и удивленно смотрю на свои кисти. Они непривычно большие, как у Рахманинова, и плохо слушаются меня...

Я стою на крыше высотки и созерцаю красоты неведомого мегаполиса, отдалённо напоминающего Нью-Йорк. Или нет, Токио, уж слишком цветасто... Дождь усиливается, и я привычно съеживаюсь, напрягаю плечи и шею, втягиваю голову, как будто это уменьшит поверхность, которую накроет беспощадная влага... Влага ли?..

Я в технологичном лифте, по оформлению похожем на мир фильма «Трон», любой части. Еду вниз, ощущение, как при посадке самолёта. Лёгкое головокружение. Тошнота.

Я в цирковой палатке, ко мне приближается прекрасная лилипутка в яркой одежде. Она говорит мне что-то. Я улыбаюсь в ответ.

Еще одна цирковая палатка. Но не такая дружелюбная. Вагонетка, монстры, зловещий проводник, от одного вида которого мороз по хребту. Внезапные появления монстров прямо перед лицом заставляют сердце почти что выскакивать из груди... Американские горки. Головокружение и тошнота усиливаются.

Технологичное подземелье. На стене зеркало, я подхожу к нему, смотрюсь, а там... О нет! С меня хватит! Я снимаю шлем, вытираю лоб, восстанавливаю дыхание и… и начинаю писать обзор PlayStation VR.

Что это?

О виртуальной реальности мне, признаться, писать непросто. Даже в формате обзора гаджета. А всё потому, что это давнишняя мечта, которая уже так близко, но всё еще ускользает. Спугнуть боюсь, что ли…

А тут еще и гаджет производства Sony… Игровые консоли этой компании я нежно люблю. Можно даже сказать, коллекционирую (для личного пользования). Шлем Playstation VR (или PS VR) для Sony PlayStation 4 я ждала с самого первого анонса проекта, который некогда носил имя Морфея (Project Morpheus ) , древнегреческого бога сновидений… Даже жаль, что это название не оставили. Оно прекрасно передает эмоциональную суть виртуальной реальности: сон наяву. Давайте же посмотрим, что получилось у Sony. А ещё - поскольку мне также доводилось использовать шлемы виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive, я буду вплетать в текст сравнение с этими конкурентами PS VR.

Что в коробке

В традиционной для PlayStation сине-белой коробке спрятана еще одна, более плотная и качественная коробка, а уже в ней - боекомплект:

  • Сам VR-шлем. Красивый, чего уж там. Не слишком тяжелый (весит 610 граммов). Обращают на себя внимание неотделяемые провода и наличие маленького пульта с четырьмя кнопками и разъемом для наушников.
  • Процессорный модуль или «коробочка». Из-за фирменного стиля и логотипа может показаться, что это какая-то очередная инкарнация PlayStation 2 (Кажется, в линейке Sony именно эта консоль имела самое миниатюрное исполнение). На самом деле эта штуковина обрабатывает аудио контент, а еще - служит организатором проводов. А их тут хватает.
  • Провода: кабель подключения к шлему виртуальной реальности, Кабель HDMI, USB-кабель, силовой кабель. На всех - наклейки с номерками.
  • Блок питания. Просто блок питания.
  • Белые наушники-затычки. Не может не радовать, что Sony об этом позаботилась. Да и надежда есть на хороший звук, у этой компании больше хороших наушников, чем плохих.
  • PlayStation VR Demo Disk - диск с демо-версиями игрушек для виртуальной реальности. Ценность его невелика, поскольку этот же демо-диск можно загрузить из PlayStation Store.
  • Инструкция. Почти бессловесна, практически комикс. Вот она как раз довольно ценна. Но, если что, и ей есть замена в сети.

А чего в коробке не хватает?

Нет, во-первых, самой консоли. Сразу оговорюсь, эта штука - PlayStation VR - работает с любой ревизией PlayStation 4, а не только c «прокачанной» PS4 Pro.

Также для погружения вам обязательно понадобится PlayStation Camera для PS4 (стоит около 60 долларов) и опционально два манипулятора PS Move. Если у вас вдруг сохранились Move со времен PlayStation 3, возрадуйтесь: это те же самые устройства, ничуть не обновленные. Однако «мувы» будут нужны только для некоторых игр.


Это камера. Она следит за вами, пока вы в PS VR

Оговорюсь, этого всего не хватало именно в нашей коробке со стандартным комплектом поставки. Буквально 2 февраля объявили, что совсем скоро Sony выпустит полный комплект VR вместе с камерой, двумя PS Move и доступом к мини-играм VR Worlds. Такой комплект уже был в продаже на старте продаж шлема, но очень ограниченным тиражом.

Подключение к консоли: строго по инструкции

«Почему это - подключение строго по инструкции?», - спросите вы. А потому, что без неё разобраться непросто. По крайней мере, с первого раза и без подготовки: уж очень много в коробке проводов, непривыкшему к таким трудностям "консольщику" будет тяжко.

Разумеется, тот, кто сталкивался с настройкой Oculus Rift или HTC Vive лишь презрительно хмыкнет. Он и не через такое проходил. Помимо подключения в случае конкурирующих платформ нужно было ещё и ПО настроить, а в случае HTC Vive пораспихивать датчики там и сям, подготовить площадку… Тут же мы просто подключаем несколько проводов к консоли, от консоли к процессорному блоку, от блока к шлему и монитору/телевизору…

Если вдруг какой хозяин потеряет ценную инструкцию-комикс, в которой всё расписано, есть youtube-ролик с русскими субтитрами. Вот он, вместо тысячи слов.

На самом деле раза с третьего я уже проделывала эту процедуру на автомате, минуты за три. Хотя, полагаю, уже через месячишко придется снова лезть в инструкцию.


Если сложить всё вместе, получается ооочень много проводов

Проводов оказалось внезапно много! Когда ты в VR, ты спиной и шеей ощущаешь те из них, которые отходят от шлема, словно находишься на привязи. Эдакий ретрофутуризм, будто это и не современный гаджет вовсе, а представление о будущем из шестидесятых годов… Впрочем, то же самое можно сказать и о HTC Vive или Oculus Rift. В этом плане Samsung Gear VR и всякие «кардбоксы» предпочтительнее.

Настройка шлема (и себя)

Итак, я подключила все провода, активировала консоль, клацнула на кругленькую кнопочку на пульте VR (на фото выше, в одном ряду с кнопками регулировки громкости и отключения микрофона). В этот момент PlayStation 4 «понимает», что уже не одинока, и предлагает шаг за шагом всё настроить. Обновит, если нужно, прошивку. Любезно объяснит, как надеть шлем, как его затянуть или ослабить, как сменить ракурс картинки, подкрутить изображение, даст понять, видит ли вас камера стоя и сидя. Точнее, камера видит не вас, а девять светодиодов на шлеме. Они при подключении светятся голубым. И еще камера улавливает сигналы контроллера или манипуляторов PS Move, таким образом, определяя, где ваши руки. Точность отслеживания повышают встроенные гироскоп, акселерометр и два оптических датчика (они просчитывают расстояние до объектов).

Для полноценной игры мне пришлось поменять свою обычную дислокацию и сесть дальше от консоли (приблизительно метра на 2.5 от камеры), а затем еще и освободить немного места с двух сторон. Если не заходить в игру, то перед глазами появляется стандартный рабочий стол консоли. Ощущение такое, будто нахожусь в кинотеатре. Только разрешение не очень, пиксели видны. Удобно, что расположение этого внутреннего «экрана» можно менять, зажав кнопку на контроллере, о чём система периодически напоминает.

Помимо общей настройки также придется настраиваться индивидуально в каждой игре, даже больше: при каждом входе в игру. Это и логично, вы ведь не сидите неподвижно и одинаково всякий раз.

По сравнению с HTC Vive или даже Oculus Rift со всеми её датчиками, долгим подключением к ПК, установкой ПО и прочими радостями, здесь всё просто и понятно. С HTC Vive вам придется освободить больше площади и установить кучу датчиков вокруг.

Сидит шлем просто отлично. Даже с учётом немалого веса в 610 граммов. Нужно отдать должное инженерам Sony: от более легких Oculus Rift (470 граммов) и тем более HTC Vive (555 граммов) устаешь куда больше. По правде говоря, и от PS VR несколько устаешь. Да и линзы нужно периодически протирать тряпочкой из микрофибры, поскольку они запотевают от закрытости в совокупности с близостью тёплого объекта (лица). Тем не менее, если от Rift и Vive оставались довольно глубокие «очки-отметины», то в случае PS VR они… тоже остаются. Только не такие глубокие. У меня, по крайней мере.


Протирать линзы придется частенько

Эксплуатация: безграничье, связанное путами


И вот, я в виртуальности. Наконец-то! Пространство изменилось, оно со всех сторон, буквально поглощает меня. Картинка чёткая, а это значит, что я правильно настроила фокусное расстояние (подавляющее большинство людей смогут это сделать, за исключением тех, у кого уж слишком большой плюс/минус или отсутствует бинокуляроное зрение).

Если обратиться к характеристикам, то мы узнаем, что PlayStation VR оснащен одним LED-дисплеем с диагональю 5.7 дюйма и разрешением 1920х1080 точек. То есть, на один глаз шлем выводит картинку с разрешением 960х1080 точек. На практике это означает, что в видеороликах видны пиксели. С «мультяшными» играми и приложениями всё намного лучше, мозг далеко не всегда замечает низкое разрешение картинки, и позволяет погрузиться и обмануться…

Оба конкурента, HTC Vive и Oculus Rift обладают более высоким разрешением и выдают картинку в 1080х1200 точек на глаз, а вот частота у обоих только 90 Гц (у Sony картинка обновляется с частотой 90, а также 120 Гц, с задержкой меньше 18 миллисекунд). Если вам эти цифры fps кажутся огромными, при современном стандарте в 60 fps, вспомните, как близко от глазных яблок находится экран VR. Соответственно, частота должна быть высокой. Режим - 90 или 120 fps - выбирает не пользователь, а разработчик. В случае с 120 fps деталей будет меньше, зато движение окажется более плавным. И наоборот.

Невзирая на видимые пиксели, мозг обманываться рад! Он охотно верит и в лифты, и в высоту, и в полёты, и в американские гор… Ох, постойте, даже слишком охотно! Слабый желудок настойчиво напоминает о себе. Откровенно говоря, за время тестирования я так и не избавилась окончательно от побочных эффектов. Частенько, помимо несомненного удовольствия от мгновенного погружения в другое пространство, в качестве мерзкого бонуса я получала тошноту, а то и головную боль. И не только я, а и большинство тех, кто опробовал технологию вместе со мной. На самом деле это происходит от того, что мозг сбит с толку: вы вроде как меняете дислокацию, двигаетесь, но тело-то неподвижно или почти неподвижно. Соответственно, мозг решает, что вы объелись белены или чего-то в этом роде, и что всю эту белену нужно немедленно исторгнуть во имя спасения организма.

Подозреваю, когда мозг привыкнет к этим нашим развлечениям, тошнота и головокружение пойдут на спад. Вот как нужно будущих космонавтов проверять на профпригодность!

Впервые в жизни после нескольких приступов тошноты я таки решила послушать «умных дяденек» и делать частые перерывы во время игры. Мой личный рецепт: в виртуальной реальности я проводила от 15 до 30 минут подряд, не больше, затем 10-15 минут отдыхала. Именно такой режим оказался оптимальным для меня с точки зрения самочувствия. Мой друг, которому с вестибулярным аппаратом повезло несколько больше (сложись обстоятельства иначе, быть ему космонавтом, на худой конец - канатоходцем) умудрялся играть по 40 минут кряду, но затем отдыхал не меньше 20 минут.

В то время, как один человек находится в виртуальной реальности, все, кто рядом, могут наблюдать за плоской версией его приключений на подключённом к консоли экране. Так что PS VR может стать прекрасным аттракционом для дружеских компаний.

Движение

Любите ли вы движение в играх? Настоящее такое движение, не на экране, а с вашим участием? Я, признаться, не слишком. Да и большинство геймеров, как мне кажется, предпочитают обычный игровой режим (они тут всё-таки отдыхают), оставляя телесную активность на откуп аттракционов для Nintendo Wii и Microsoft Kinect. Так вот. Вместе с PlayStation VR мы погружаемся в виртуальную реальность с головой, а точнее - головой. А ещё руками, которые держат контроллер. Остальные части тела как бы не участвуют.

То есть, во время игры в шлеме мы можем влиять на происходящее, поворачивая голову, наклоняя или поднимая её, а также проводя манипуляции руками с контроллером. А вот бегать и прыгать не нужно, да и не получится. В этом коренное отличие PS VR и Oculus Rift от HTC Vive. В случае последнего, после расстановки датчиков и утомительной настройки у вас есть игровая площадка 4х4 метра, на которой вы можете передвигаться. С точки зрения технологии подход Vive - более продвинутый. К тому же если вы двигаетесь, то и тошноты от несоответствия позиции тела тому, что видят глаза, не будет.

Контроллеры


Новость о том, что PS VR использует в качестве контроллеров движения именно PlayStation Move, может обрадовать только тех немногочисленных владельцев PlayStation 3, кто их когда-то купил, да так и не продал. Для остальных эта новость, скорее, плохая. А всё потому, что они - технологические старички, выпущенные аж 8 лет назад. Соответственно, точного позиционирования от них не стоит ожидать. Как же я намучилась с ними в игре Batman: Arkham VR! Вечно у меня - виртуального Бетмена - вырастали руки то из головы, то из… из неправильных мест, одним словом. Разумеется, эту проблему можно решить перепозиционированием, но… Не буду лгать, что всё идеально. Это не так.

Наушники и звук

Комплектные наушники хоть и носят гордое имя Sony, но аудиозвезд со звукового пространства не хватают. Они предельно простые, звук выдают немного колючий и резкий.

Нельзя сказать, что совсем плохи, но для лучшего погружения в манящую виртуальность лучше все-таки воспользоваться затычками поинтереснее. Почему затычками? Для компактности и удобства. Не факт, что ваши «большие» наушники будет удобно использовать вместе со шлемом. Из «головных динамиков» с оголовьем, которые на момент тестирования находились в моем распоряжении, только одна модель более-менее «спелась» с PS VR. Это были относительно небольшие HeadPhone Divine. Только вот при их использовании во время поворотов головы пластиковое оголовье с противным скрежетом терлось о пластиковый шлем.

За обработку звука PS VR отвечает та самая «коробочка»-распределитель проводов, или процессорный модуль, как её называет Sony. В этом крылся подвох: вместе с PS VR не получится использовать беспроводную гарнитуру, даже «родную», изготовленную специально для PlayStation 4. Наушники нужно вставлять в 3.5-миллиметровый выход, расположенный на пульте шлема, и всё! Еще немного проводов не помешает, не так ли?...

PS VR плюс PS 4 Pro : есть ли разница


Мне удалось попробовать PS VR к PS4 Pro, которая, как известно, обладает более мощным процессором и поддерживает разрешение 4K. Последнее для PS VR роли не играет. Увы, поддерживай консоль хоть 8K, шлем всё равно выдаст «родные» 960х1080 точек на глаз. А вот мощный процессор на ситуацию повлиял, хоть и не значительно: картинка выглядела красивее. Стоит ли только ради VR прямо сейчас покупать PS 4 Pro? Скорее, нет, чем да.

Игры и прочие радости


«Нет игр», - звучит, как проклятие для игровой системы. Любую платформу можно считать успешной, если для неё есть контент и постоянно появляется новый. PS VR часто пророчат быстрый провал в связи с отсутствием интересного (подчеркну это слово) контента. Пока подавляющее большинство игр для любого VR-шлема можно назвать «демками» или аттракционами. Подозреваю, что главный успех уготован вовсе не текущему поколению VR, а уже следующему. Тем не менее, вероятность, что это поколение пополнится рядом небезынтересных игр, крайне высока.

Думаю, со мной многие согласятся, что хорроры - явная вотчина виртуальной реальности. Испугаться в виртуальном окружении довольно просто, а если всё это организовать грамотно, то и вовсе… Короче, чтобы играть в VR-хорроры нужно иметь крепкие нервы и сердечнососудистую систему. Или быть очень отстранённым, но этот вариант скучный.

Я мечтаю о Silent Hill в VR-исполнении, или переосмысление невероятно страшных японских жутиков родом с PlayStation 2 (например, Siren). Но в списке (неожиданно довольно длинном) уже вышедших и ожидаемых игр, увы, ничего такого нет.

Зато есть Resident Evil 7, который видится мне самым интересным проектом для PlayStation VR на сегодняшний день. Это полноценный шутер-ужастик, и в него можно играть как со шлемом, так и без него. В шлеме графика выглядит гораздо хуже, но эффект присутствия позволяет закрыть на это глаза… Только не закрывайте их надолго (они рядом!). Мне удалось поиграть в демо-версию под названием Kitchen и совсем немного, в саму игру. Лично мне и понравилось, и пугало, но мое мнение разделяют далеко не все.

В этой же категории игр расположился неплохой рельсовый ужастик Until Dawn: Rush of Blood. Он, конечно, гораздо проще и короче (полтора часа на прохождение), едешь на вагонетке, стреляешь жутких монстров, и… всё! Но атмосфера тёмного психиатрического цирка (этот термин я только что придумала) присутствует сполна.

На мой взгляд, VR-платформа способна оживить жанр, игры которого у нас традиционно величают «Квестами». От них не требуют продвинутой графики или анимации, но интересного сюжета, атмосферности и красивой в художественном смысле картинки. Я уже живо представила, как было бы прекрасно повторить путешествие Кейт Уолкер из Валадилены в Сиберию (игра «Сиберия») в виртуальной реальности… Пока же ближе всего к этому жанру из того, что я видела на консоли, оказался… внезапно Batman Arkham VR. По сути, это расследование убийства - ни что иное, как адвентюра point’n’click. Только очень красивая, с оружием, лифтом и в пещеру Бэтмена и крышами Готэма.


Внизу экрана - мои большие и сильные ручки...

Вы помните классные платформеры про «Психонавтов», которые выходили на PlayStation 2 и переиздавались на более новых консолях? Так вот, в конце февраля 2017 года счастливые владельцы PS VR смогут насладиться проектом Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Правда, это будет вовсе не платформер, а паззл-ориентированным point’n’click.

Еще один вполне подходящий для VR жанр - шутеры от первого лица. В коллекции PS VR выделю London Heist - гангстерскую стрелялку, заточенный, как и Batman, под использование контроллеров Move. В ней вы едете на машине, попиваете пиво, слушаете радио и стреляете, стреляете, стреляете. Очень неплохо получилось, стильно. Но коротко. Совсем коротко.

Гонки - это тот самый жанр, который можно заточить под VR довольно просто. Пока что Sony предлагает порезвиться в Driveclub. По правде говоря, эта красивая игра в PS VR выглядит гораздо скромнее, чем без него. Зато есть ощущение, что ты в машине и ты за рулем - вот что мне очень понравилось.

А еще мне понравилось смотреть VR видеоролики, особенно на YouTube в VR-режиме. Изображение через Littlstar VR Cinema и Within были ну очень размытыми, а вот YouTube выдавал приличную, по меркам ограниченных возможностей PS VR, картинку. Я получила огромное удовольствие и, честно говоря, возможность иной раз надеть шлем и оказаться пассивным наблюдателем в космосе, на морском дне или среди незнакомых небоскрёбов привлекает меня не меньше, чем стрельба в бегущих на меня зомби.

Наконец, режим кинотеатра -ещё одно развлечение для любителей уединения. Вместо того, чтобы выводить изображение обычной "не-VR" игры или видео на экран, вы можете воспользоваться VR. Играть в таком режиме мне не очень понравилось (видны пиксели), а вот смотреть кино - очень даже может быть.

Цена вопроса: приблизительный подсчет

Сегодня виртуальная реальность - развлечение недешёвое. Тем не менее, PlayStation VR доступнее конкурентов, особенно в «бюджетном» варианте (то есть при покупке PS4, а не PS4 Pro). Для подсчёта я взяла средние киевские цены на момент написания обзора, переведённые в доллары.

Ситуация меняется, если у вас уже есть достаточно мощный компьютер, но нет PlayStation 4. Минимальная платформа для HTC Vive и Oculus Rift выбрана с учётом рекомендаций производителей. Разумеется, современный мощный ПК для игр может обойтись и вдвое, а то и втрое, дороже. PlayStation VR можно использовать вместе со стандартной PlayStation 4 (старых ревизий или Slim-версии), а также вместе с «прокачанной» PlayStation 4 Pro.

Выводы: технология будущего или мыльный пузырь?

Прошло уже несколько месяцев с начала продаж шлема PlayStation VR. Результаты неоднозначные. Мнения аналитиков (в том числе и диванных) разделились. Одни с пеной у рта рассказывают, что PlayStation VR, а вместе с ним и другие шлемы виртуальной реальности - мыльный пузырь, а вовсе не крутая технология будущего. Дескать, лопнет этот пузырь очень быстро, и о нём на долгие годы забудут, как забыли о Nintendo Virtual Boy (шлем ВР родом из девяностых) или о 3D на телевизорах.

Аргументов хватает: уж слишком много недостатков у современных VR-систем. Тошнота, головная боль и быстрая усталость - вовсе не то, что хотелось бы получить людям от развлечения. В VR не поиграешь, придя с работы уставшим. Кроме того, интересных игр пока что совсем мало, а отнесутся ли разработчики к ним серьезно, пока неясно.

А ещё - масса проводов. А еще - возможности механики в играх пока что очень ограничены. Да и маленькое разрешение не радует. Впрочем, с разрешением разобраться несложно. Это дело развития техники. Механика игр, скорее всего, тоже довольно быстро улучшится, проводов станет меньше. Но, разумеется, это уже в следующих поколениях.

Другие аналитики восторгаются, и пророчат, что мы все уйдем в VR, будем там учиться и общаться, путешествовать и наблюдать за жизнью, которая проносится мимо нас - классических киберухожденцев. У этих ребят тоже есть аргументы: непрестанный прогресс и удачные прецеденты. Так, в 2015 году один австралиец наблюдал за родами своей жены с помощью очков виртуальной реальности Samsung Gear VR. Находился он при этом на другом континенте.

Вернемся с небес на землю, и поразмыслим о судьбе конкретной реализации - PS VR 2016 года выпуска. Его несомненный плюс - в том, что именно этот шлем способен открыть технологию виртуальной реальности массам. Организовать такой аттракцион в собственной, даже небольшой, квартире смогут очень многие. Это не то, чтобы совсем доступное удовольствие, но конкурентов в отношении цены и простоты использования PS VR побеждает безоговорочно. К тому же владельцев PlayStation 4 уже больше 50 миллионов, так что у PS VR потенциально высокая пользовательская база. Её не такие несомненные плюсы - уверенное место Sony на игровом рынке, хорошее качество продукта, пристойная эргономичность, частота изображения 90-120 fps и неплохая оптика.

Минусы - меньшее, чем у конкурентов, разрешение, отсутствие поддержки HDR, примитивные контроллеры движения, большое количество проводов. И, конечно, физиологические реакции: тошнота и головокружение от некоторых игр.

Жаль, что компания не додумалась популяризовать VR-проекты лояльными ценами: психологически трудно отдать за игру, которую пройдешь за час денег столько же, сколько за ААА-проект. Словом, успех очень зависит от Sony и разработчиков игр. Будут интересные проекты - будут и путешествия. Разумеется, высока вероятность, что PS VR - это просто тренировочный полигон. Скорее всего, «настоящий» VR-герой с поддержкой 4K и HDR (да, PS VR не поддерживает HDR!) появится уже в следующем поколении. Как минимум, для PlayStation 4 Pro, а то и для PlayStation 5 или как там она будет называться.

Покупать или не покупать?

Возможно, я не могу быть в этом вопросе объективной, потому что я очень люблю виртуальную реальность. Во всех её проявлениях - фильмах (и дурацких сериалах), книгах, играх. В раннем детстве у меня была игрушка-бинокль для слайдов, называлась она Stereomat. В него вставлялись стереоскопические слайды, их можно было пролистывать и тем самым передвигаться по сюжету. Я очень часто просматривала эти картинки, а когда болела, я могла всматриваться в них часами. Не удивительно, что я до сих пор помню некоторые слайды в деталях. Разумеется, сложно назвать эту игрушку «очками виртуальной реальности». Скорее «3D-устройством», тем не менее Stereomat играл для меня ровно ту же роль, что и VR: легко переносил меня в другое визуальное пространство, а мне это жутко нравится. Поэтому для меня ответ - да, как только представится возможность, я, несмотря на все недостатки, куплю себе PS VR (если к тому времени не выйдет его новая версия). Впрочем, при должном воображении и тренировках, для эффекта "другой реальности" достаточно и хорошей книги. Только вот усилий придёться приложить больше.

  • Фанат виртуальной реальности
  • Владелец PlayStation 4
  • Готовы смириться с несовершенством картинки и контроллеров движения
  • Готовы выложить за шлем около 460 долларов (желательно не больше)
  • Готовы к тому, что, скорее всего через год или два появится обновленный шлем PS VR
  • Часто собираетесь с друзьями и любите играть вместе

То, скорее всего, и для вас ответ - «да».

  • Рассчитываете на реалистичную графику «не отличить от жизни» в VR (лучше подождать следующее поколение VR)
  • Склонны к морской болезни
  • Хотите масштабных VR-проектов уровня AAA (пока рано!)
  • Хотите больше двигаться с VR (в таком случае вам нужен HTC Vive)
  • Уже владеете HTC Vive или Oculus Rift (игры отчасти пересекаются, каких-то супер-эксклюзивов для Sony PS VR пока что нет)
  • Не готовы тратиться на VR-игры (стоят они немало)

Тогда, разумеется, ответ «нет».