Приветствую вас уважаемый читатель или гость данного блога. Меня зовут Александр Борисов. Жорику я прихожусь родным отцом и в этой статье я хотел бы рассказать вам о том, как научиться играть в шахматы и достигать хороших результатов в этом виде спорта.

Прежде чем продолжить, — с вашего позволения, воспользуюсь возможностью представить наши программы подготовки шахматистов .

Дело в том, что заучить правила игры, чтобы пойти играть во двор с друзьями или же с бабушкой на даче, можно за 1 день, а вот научиться играть профессионально, для этого нужно еще и тренироваться, и делать это правильно.

Данная статья будет полезна тем кто:

хочет научиться играть в шахматы с нуля

хочет понять основные принципы игры

хочет узнать, как правильно нужно тренироваться каждый день для повышения навыков шахматного мастерства

хочет не совершать жестоких ошибок в начале своей шахматной карьеры

хочет узнать с кем лучше играть и при помощи каких шахматных программ тренироваться

Сразу один момент, если вы наткнулись на эту статью в интернете и хотите научить играть своего ребенка, то тогда, вам нужно для начала , а потом уже эту. А мы начинаем.

Имею ли я право учить вас играть в шахматы? Я думаю да. Почему? Ну если уж за 2 недели научил 4-х летнего ребенка с нуля игре и через 3 месяца он , то и вас смогу научить.

Кроме всего прочего я сам играю в шахматы уже довольно таки давно. В далеком, вроде бы 2003 году мой рейтинг доходил до почти 2200 пунктов ЭЛО.

База шахматной игры состоит из следующих блоков:

  1. Обучение правилам игры
  2. Понимание тактики и стратегии игры
  3. Ежедневные тренировки

Сейчас мы все это и рассмотрим.

Чтобы здесь и сейчас, заново не сидеть и пересказывать вам все правила: как расставляется доска, как ходят фигуры, как они едят друг друга, какие есть подводные камни и все такое, я вам просто рекомендую , где по полочкам от начала и до конца собрано все, что нужно знать для того, чтобы научиться играть.

При чем научиться играть по правилам и чтобы вам никто никогда не сказал, — «Эй друг, так не ходят, или так не кушают»… Кроме того, изучив эти правила по ссылке, что я дал выше вы сами сможете поправлять других. Ну даю вам гарантию, что как минимум 50% дворовых шахматистов даже не знают простого правила – .

Если вам лень читать, то в таком случае рекомендую вам, приобрести вот этот видеокурс , который мы совместно с Жориком записали для вас. Подойдет как для взрослых, так и для детей.

Итак, для того, чтобы начать играть в шахматы вам нужно изучить базовые правила (элементарные вещи: кто ходит первым, что такое шах, мат, пат, как фигуры называются и кто сильнее кого из них и т.д.).

После того как базу вы поняли нужно научиться правильно расставлять фигуры на доске и узнать, как ходит каждая из 6 основных фигур, это пешка, ладья, конь, слон, ладья, ферзь и король.

После этого изучить правила рокировки, взятия пешки на проходе и то, в какую фигуру превращается пешка, когда доходит до последней линии шахматной доски. ВСЕ!

Все остальное уже к вам придет со временем. Шахматную нотацию вам, например, знать не обязательно в первые дни, так же, как и знание того, что такое тай-брейк в шахматах. Все просто. Вот вам для удобства ссылки на все статей, которые вы прямо сейчас можете прочитать и уже через 2 часа пойти играть с другом во дворе или бабушкой на даче.

Давайте будем считать, что в шахматы вы уже научились играть. Теперь нужно прокачивать свои навыки игры. Что для этого нужно делать? Все верно – тренироваться каждый день, но давайте об этом чутка по позже. Давайте вначале изучим основные принципы игры.

Вот вам полезная статейка кстати — . Почитайте. МЕГА полезные правила для новичка, чтобы он не делал ошибочных ходов, не зевал фигуры и мат своему королю. Эти правила – наша собственная с Жориком разработка.

Идем дальше к принципам игры. Сейчас я вас могу грузить всякими разными сложными терминами гроссмейстерскими, но давайте не будем. Давайте я простым языком расскажу вам об элементарных принципах, поняв которые вы мега мощно повысите уровень своей игры уже после их прочтения.

Собрал их всех в кучу на основе самых распространенных ошибок новичков, в том числе и своего Жорика. Вот вам мои советы которые одобрит любой профессиональный шахматист (гроссмейстер):

  1. Не ходи крайними пешками в начале игры. Захватывай центр центральными
  2. Не выводи тяжелые фигуры в начале игры, выводи легкие
  3. Не бегай ферзем в начале игры в одиночку, пытаясь кого-то съесть, потому что это самая сильная фигура
  4. Не забывай о защите короля, не забывай про рокировку .
  5. Ладьи любят открытые линии , занимай их
  6. Кони любят простор , располагай их в центре, а не на краю доски
  7. Старайся не допускать сдваивания или страивания пешек
  8. Старайся не образовывать слабых не защищенных пешек
  9. Не ходи пешками от рокированного короля . Королю требуется защита из собственных пешек
  10. Не спешите ставить шах сопернику , показывая свое нападение на короля. Шах можно поставить так, что только поможет сопернику в развитии. Не надо говорить «Шах» вслух.

А теперь по подробнее о каждом совете.

    1. Центр – важнейшие поля шахматной доски и именно за их завоевание в начале партии бьются все шахматисты. Это как на войне стараются взять высоту, чтобы все остальное поле боя было как на ладони, так и в шахматах, стараются захватить центр, чтобы с него атаковать по всем фронтам.
    2. В начале игры нужно стараться выводить легкие фигуры, это кони и слоны, а уже потом все остальное. Тяжелая фигура в одиночку не сможет ни чего сделать, ей нужны помощники и это как раз-таки легкие фигуры. Тяжелая фигура, выйдя на поле боя в одиночку вынуждена будет отступать от нападок легких фигур противника.
    3. Аналогично всему тому что написано в пункте №2. Пока ферзем побегаешь по доске в надежде кого-то скушать, противник разовьет все фигуры и будет атаковать в то время когда твои боевые единицы стоят в гараже и отдыхают.

Перед вами пример того как не нужно играть новичку:

Пока белые бегали ферзем, черные развивались. Посмотрите на итоговую позицию. У белых стоят все фигуры на своих местах, а у черных уже захвачен центр и выведены два коня, один из которых в центре.

    1. Не рокированный король часто гибнет еще в середине игры, не доживая до эндшпиля (конец игры), поэтому после вывода легких фигур постарайтесь сделать рокировку, чтобы защитить свою самую важную фигуру.
    2. Ладьи любят простор, поэтому захватывайте свободные линии, так же очень хорошо ладьи работают в паре. Ворвавшись в так называемый обжорный ряд противника, они могут атаковать его по полной программе.

Пример атаки ладей в обжорном ряду:


    1. Своих коней старайтесь ставить в центр, потому что на краю доски они не эффективны и у них меньше вариантов ходов. Если стоя на краю, у коня в лучшем случае 4 варианта хода, то в центре может быть целых 8.
    2. Это уже конечно же уровень профи, но все же знать это надо. Сдвоенные или строенные пешки в большинстве случаев усугубляют позицию. Сдвоенные пешки мешают друг другу, становятся мишенями для нападения. Пешки любят идти рядышком друг с другом, когда каждая может защитить ей подобную.

Вот пред вами пример сдвоенных и строенных пешек:


    1. Что значит слабые пешки. Вот вам простой пример таких слабых пешек:


А вот так образовалась такая ситуация. Возможно лучше было черным вместо хода c6 сходить Cd7.

Слабые пешки – это те пешки, которые не могут быть защищены другими своими же пешками. В результате, такие пешки становятся мишенями для атаки. Соперник найдя такую слабость в вашей армии будут стараться направить все силы именно в этом направлении.

    1. После того, как вы сделали рокировку старайтесь не ходить пешками от короля, потому что пешки — это его защитники, ладно еще сделать форточку, но не ослаблять позицию примерно вот так, как это любят делать новички, стараясь прогнать слона, который связал коня.


Очень часто такое ослабление коня заканчивается неудачей:

  1. Новички любят пошаховать. Совет такой – перед тем как сделать «шах», подумай что это даст? Это действительно навредит королю соперника и ухудшит его позицию или же наоборот поможет ему получить преимущество, хорошую позиционную игру, развитие фигур или еще хуже, выиграть у тебя фигуру.

Очень часто вижу у новичков такую ошибку. У них одна фигура находится под боем и нужно ей уходить, но вместо этого они дают бесполезный шах королю соперника другой фигурой. В итоге соперник закрывается от шаха пешкой с нападением на вторую фигуру.

Получается, теперь две фигуры под боем и какая-то одна проиграна. Смысл было делать шах? Мотайте на ус.

Ну что же. В целом это все. Теперь когда вы знаете все правила игры и умеете играть, когда вы знаете все основные принципы игры в шахматы, остается только каждый день тренироваться.

Как это делать? На самом деле это ооооооочень большая тема и всю ее охватить в этой статье я естественно не могу поэтому, чтобы ваши ежедневные тренировки были максимально эффективными, предлагаю вам, посмотреть вот этот видеокурс, который мы разработали совместно с Жориком.

В нем есть абсолютно все, что необходимо для того, чтобы каждый день эффективно и результативно тренироваться и выходить на супер результаты.

Так же совсем скоро мы с командой откроем школу шахмат «Шахматы с Жориком» в которой будем постоянно совершенствовать свои навыки игры под руководством опытного тренера Шипинцына Павла Александровича.

P.S. В заключение статьи совет. Купите или скачайте в интернете программу CT-ART 4.0. Очень крутая штука. Есть различные варианты проработки различных шахматных ситуаций.


После того как ее полностью прошел мой Жорик, то уровень игры вырос на лицо, а рейтинг поднялся с 1070 до 1530 на lichess.

До скорых встреч друзья. С вами был, Александр Борисов.

В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите вышеприведенное видео. Оно больше рассчитано на детей, но подойдет и новичкам любого возраста.

Шахматы — древнейшая игра и издавна ее сравнивалась со сражением. По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реального сражения двух армий. И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

Шахматная доска для начинающих

Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и тд. Таким образом каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4.

Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями. Легко догадаться, что идут они по диагонали доски.

Правила передвижения фигур

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи:

  • рядом с ладьями встают кони:

  • рядом с конями — слоны:

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет «. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Начальное расположение на диаграмме:

На деревянной шахматной доске:

Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

Ладья

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь

Самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь

Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6. Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5. Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры. На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода. Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

Король

Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешка

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути. В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4. Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера. Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5. Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато. В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахматной игры

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Развить логическое мышление 36%, 687 голосов

    Выработать усидчивость 18%, 336 голосов

    Вырастить будущего чемпиона 4%, 69 голосов

23.05.2018

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 - 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное - на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод - сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры - лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение - однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

Правила игры

Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

Доска

Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.


Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:


Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Как ходят шахматные фигуры

Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.


Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.


Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.
Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.


Ходы конем из начального положения.

То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном.
Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.


Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь). Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.


Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.


Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте с компьютером.

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).

Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.

А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.

Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.

Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.

Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.

Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.

Какие цели преследуются в шахматной битве?

Задача каждого игрока – атаковать короля партнера. Атакой фигурой вражеского короля, от которой тот может защититься, называется шахом. Атака, от которой защиты нет, называется мат. В этом случае партия заканчивается, шахматист проиграл.

Как лучше играть в шахматы начинающим? Не зевать, внимательно смотреть на доску, думать над ходами соперника.

  • Купите хороший учебник для детей по шахматам – например, В. Гришин «Малыши играют в шахматы», И. Сухин «Шахматы для самых маленьких», или любой другой самоучитель.
  • Решайте простые шахматные задачи во время уроков шахмат.
  • Сделайте обучение веселым – найдите или придумайте сказки про шахматы, рассказывайте их ребенку (например, удивительные приключения пешки).
  • Включите в занятие интересный мультфильм или видеоурок по шахматам.
  • Используйте творчество, чтобы заинтересовать ребенка шахматами – рисуйте шахматные картинки, лепите и вырезайте фигуры.
  • Чаще играйте с ребенком, либо пусть он сражается с другими начинающими шахматистами.
  • Делайте занятия шахматами интересными и познавательными для ребенка, и он непременно полюбит эту игру.